Умение общаться — весьма значимо для современного человека. И,
как любое умение, оно приходит не сразу и требует знания некоторых правил,
тренировок и упражнений. Попробуем разобраться в некоторых из них.
Человек,
с которым вы общаетесь, может быть невоспитанным и невнимательным, глупым,
агрессивным. Но чем меньше вас это будет задевать и раздражать, тем талантливее
вы как собеседник. Ищите то, что вас сближает - в стиле, манере общения. Чем
больше сходства с собеседником будет у вас в разговоре (вплоть до темпа речи,
интонации и тембра голоса), тем лучше. Можно и нужно отучить себя от привычки
противоречить по любому поводу. Стремление всегда возражать и спорить, как
правило, признак незрелости. Почему, столкнувшись с другим мнением, мы чаще
торопимся возразить, а не понять его? Делать это мешает наша нетерпимость.
То,
что волнует вашего собеседника, должно волновать и вас. Вы должны понять и
разделить его переживания. Он грустит зря и бессмысленно? Погрустите вместе с
ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не
по делу - разделите его негодование (вы его понимаете, вы - с ним), а потом
постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому,
что возмущает.
При
этом не нагнетайте напряженность. Смотрите на окраску каждого слова и все
ядовитые, «дерущиеся», пачкающие – выбрасывайте. Некорректные, злые и
агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно
создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться плохо. Устройте себе
маленький экзамен постарайтесь неделю ни о ком не злословить - ни вслух, ни
про себя.
Понравится
ли вам общение, в котором собеседник все время стремится забраться на
пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать
свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Поэтому общение нужно строить
на равных. Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения
идеалы и ценности. Невозможно обойтись в общении и без юмора. Но он
небезобиден, когда направлен на другого - «ты смешной». Весело всем, кроме
объекта насмешек. Если же человек обижается, его можно ударить еще раз: «Ну, ты
что, юмора не понимаешь?» Если нам дорого собственное хорошее настроение, а также
окружающих вас людей, то прежде чем отпустить шутку - подумайте о последствиях.
Избегайтемонолога:диалог продуктивнее.Вольтерсказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно,
но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью». Старайтесь
не победить в диалоге, а найти истину. Чья-то победа не означает торжество
истины, а только перевес сил. Ведь победить может и неправый. Да и правота –
ещё не истина. Старайтесь понять, что хочет сказать собеседник, помогайте ему
сформулировать мысли, даже если вы с ним не согласны. Признавайте возможность
своей неправоты и просите критического обсуждения вашего мнения: «Слушай, может
быть, я и не прав, но давай посоветуемся... Мне кажется... Как ты считаешь?
Давай обсудим!»
В
общении очень много подводных камней. Вот «вредные советы» для тех, кто
вступает в диалог:
•
Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не
улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым
местом).
•
Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!
•
Говорите невнятно, без эмоций и пауз.
•
Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при
себе.
•
Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени выслушивать его терпеливо и
внимательно.
•
В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте.
•
Нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве и т.п.)
•
Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к
чему.
•
Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.