«Нахальный
подросток…» «Этот юнец ведет себя вызывающе…» Вы будете удивлены, но психологи
считают, что за таким поведением старшеклассник скрывает низкую самооценку.
УВЕРЕН ЛИ В
СЕБЕ ВАШ РЕБЕНОК?
Нарисуйте несколько одинаковых вертикальных линий. Высшие точки - самые умные,
самые здоровые, самые любимые, самые счастливые, самые сильные, самые богатые…
люди. Низшие - самые глупые, самые нездоровые, самые нелюбимые, самые
несчастные, самые слабые, самые бедные… Наметьте середины шкал. Попросите
ребенка одним значком отметить, где находится он сам, другим - где хотел бы
находиться. Если он сейчас видит себя среди тех, кто расположен между серединой
и третьей четвертью (отсчет ведем снизу), у него хорошая слегка завышенная
самооценка. В будущем он должен хотеть подняться чуть выше. Если он видит себя
среди тех, кто ниже середины или находится на самом верху шкалы - самооценка у
подростка занижена.
Очень уж много в подростковом возрасте метаний и колебаний. То подростки
ощущают себя самыми умными и самыми главными -просто Наполеонами, то низводят
себя до полнейшего ничтожества. У психологов есть объяснение, почему
уверенность в себе колеблется в переходномвозрасте, как на качелях. Подростки
переживают «погружение в воображаемую аудиторию». Они все время ощущают себя,
как на сцене, под прицелом миллионов глаз. Им кажется, что все наблюдают за
ними, слышат каждое их слово, все-все про них знают. От этого их поведение
такое неестественное - то у ребенка слишком скованное поведение, то вызывающее.
И все-таки есть ребята, у которых самооценка не просто скачет, а надолго
зависает внизу, и вот таких родители должны «приподнять».
СТРАХ И БРАВАДА.
Низкая самооценка бывает подлинная и скрытая. Подлинную заметить не трудно.
Ребенок, неуверенный в себе, боится, что его будут оценивать. Ему все время
мерещится, что все хотят его проэкзаменовать или сравнить с другими. Как ни
странно, он не рад успеху, даже наоборот – тяготится им. У него
гипертрофированное чувство вины и стыда. Он сильно напрягается даже в
нейтральных ситуациях: скован у доски, хотя дома неплохо подготовился к уроку.
Волнуясь, он потеет, краснеет, все время что-то вертит в руках, трогает волосы.
Именно такие дети часто простужаются, плохо спят, мучатся головными болями.
Но чаще низкая самооценка у подростков скрывается за нахальством и вызывающим
поведением. Когда психологи предлагали таким самоуверенным «умникам» проявить
свои способности в конкретных делах, подростки уверенно соглашались, но в
последний момент у них возникали сотни отговорок.
Признак скрытой неуверенности в себе - и постоянная бессмысленная ложь.
Низкую самооценку мальчики прячут за агрессией, а девочки - за неприятием
собственной внешности: «Я толстая, нос у меня длинный, ноги - короткие».
Неуверенные в себе особы склонны впадать в перфекционизм, нередко этим
отличаются средненькие «хорошистки». Постоянная кропотливая борьба за
совершенство - тоже признак низкой самооценки. ПОСМОТРИМ НА СЕБЯ
Почему возникает неуверенность? Тут психологи единодушны: виноваты родители.
Своими устремлениями и жесткими требованиями. Дети могут этого не осознавать,
но они интуитивно чувствуют, что не оправдывают наших ожиданий, «не тянут», что
мы разочарованы. Ребенок становится тревожным и неуверенным, когда не чувствует
защищенности со стороны родителей, их безусловной любви к себе, такому, какой
он есть, далеко не совершенному. Мы расписываем их жизнь: «Ты должен поступить
в университет, у нас все в семье получили прекрасное образование». И они
чувствуют, что нам не так уж интересен их внутренний мир. Для нас главное их
достоинство - хорошая учеба. А быть отличниками в школе могут отнюдь не все. СИЛА «ИРОКЕЗА»
Если мы не помогаем подросткам побороть неуверенность в себе, они интуитивно
ищут выход. Кто-то начинает курить, пить, чтобы самоутвердиться, доказать всем,
что он «крутой». Кто-то убегает от проблем в компьютерные игры, у него там
самое лучшее оружие, там он самый сильный и главный. Кто-то меняет внешность
(психологи называют этот способ самоутверждения «бегство в тело»). Красит
волосы в кислотные цвета, делает немыслимые прически, вставляет кольца во все
части лица, покрывает себя татуировками, накачивает мускулы…
Выделиться с помощью внешности можно лишь на короткий срок, скоро рядом
появится приятель с еще более вызывающей прической. Поднимать самооценку надо
другими способами. ЗОНА УСПЕШНОСТИ
Самый действенный и универсальный - найти, что ребенку интересно, что у него
хорошо получается и всячески его поддерживать в этом увлечении. Ребенок
обязательно должен быть хоть в чем-то умелее, опытнее остальных. И постоянно
подчеркивайте его авторитет в этой области. Почаще говорите с подростком на
отвлеченные темы. Им важно общаться и с ровесниками, и со взрослыми, говорить с
ними о будущем, о жизни, о политике. Они хотели бы порассуждать об абстрактном,
а мы им: «Ты посуду вымыл? Почему до сих пор не сделаны уроки?». Поддерживайте
в подростке уверенность: показывайте, что он сделал хорошо, что плохо;
подчеркивайте, как он изменился и вырос; почаще говорите, что вы верите в него,
знаете, что он справится со всеми трудностями.