Вторник, 19.03.2024, 11:10 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Официальный сайт МОАУ"СОШ № 23" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Школьный стрессПрофилактика школьного стресса у подростков Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность. Факторы риска: В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний. Это может быть, например: негативное отношение со стороны одноклассников; боязнь неправильно ответить на уроке и получить низкую оценку; отсутствие взаимопонимания с учителем; предстоящая контрольная работа. Из школы он возвращается домой, где его ждут уже другие проблемы: семейные конфликты; недостаток любви, а иногда и родительская жестокость. Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на успеваемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагогами, т. е. влечет за собой возникновение все новых стрессовых ситуаций. Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и понятно. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать блестящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для его здоровья. Большинство учащихся оказываются настолько перегружены информацией, огромным объемом знаний, необходимых для усвоения, что часто попадают под воздействие информационного стресса. Современные школьники подвергаются насилию, не только становясь его непосредственными жертвами и свидетелями, но и просто узнавая о нем. Средства массовой информации представляют достаточно широкий и субъективный обзор военных действий, убийств, жестокости и стихийных бедствий. Подобная подача материала травмирует детскую психику и может разрушить их уже сложившееся представление о мире. В результате, подростки теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром и пессимистично настроены на будущее. Некоторые из них подвержены посттравматическому стрессовому расстройству. Педагогический коллектив одним из первых замечает у учащихся необычные особенности поведения, которые могут являться симптомами стрессового расстройства. Конечно, организуя работу с ребенком, необходимо вовлекать в нее не только педагогов, но и родителей, а также других его близких. Однако сегодня, к сожалению, многие дети растут в так называемых неблагополучных семьях, и классный руководитель или учитель-предметник оказывается для них первым и единственным источником помощи. Особое значение приобретает способность классного руководителя вовремя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую задачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботится об их психоэмоциональном состоянии. Классный руководитель, пользующийся доверием и уважением воспитанников, способен помочь им ценным советом или своевременным предостережением. Признаки стресса: Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника: • физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосоматические заболевания; • эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.; • поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям; • познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей. Заметив у подростка один из перечисленных признаков, классный руководитель не может быть полностью уверен в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объединив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социального педагога, учителей-предметников. Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы, приведенные ниже. Темы классных часов:
Что я знаю о стрессе В ходе классной беседы, посвященной этой теме, одной из задач является определение имеющихся у подростков знаний о стрессе, услышанных от взрослых, сформированных под влиянием средств массовой информации, а также исходя из их личного опыта. Важно понять, что школьники знают о стрессе, услышать их собственное мнение по проблеме, поскольку это необходимо для успеха дальнейшей работы по формированию готовности учащихся к преодолению школьных стрессов. На последующих занятиях подростки получают информацию о стрессе, его воздействии на организм, положительном и отрицательном влиянии на человека. Сегодня широко распространено мнение о том, что стресс носит негативный характер и вреден для психофизиологического здоровья человека, поэтому нужно рассказать учащимся и о положительной роли, которую стресс может играть в их жизни. Конечно, воздействие сильного и продолжительного стрессового фактора отрицательным образом влияет не только на школьную успеваемость, но и на здоровье подростков. Но нельзя также и забывать, что кратковременный стресс может помочь нам в достижении цели, способствовать самосовершенствованию человека. Важно, чтобы школьники поняли, что нельзя полностью оградить себя от стрессов, но необходимо научиться сосуществовать с ними так, чтобы в полной мере наслаждаться жизнью. Сила воли: как ее воспитать На классных беседах могут обсуждаться не только вопросы, непосредственно связанные со стрессом, но и другие, затрагивающие сферы его воздействия и способы преодоления. Так, например, одной из задач занятия по теме "Сила воли: как ее воспитать?"является принятие школьниками активной жизненной позиции, поскольку, как известно, для проявления силы воли необходимо желание и возможность собственного выбора действий. Наличие силы воли необходимо человеку во многих ситуациях, в т. ч. в ситуациях фрустрации. Школьник переживает подобное состояние, когда что-то препятствует достижению его цели (например, он не получает той оценки, к которой стремился, или не может решить задачу и др.). В этом случае справиться со своими негативными эмоциями ему помогут поддержка и тактичное поведение взрослых и друзей, а также его личные качества (способность преодолевать трудности, терпение, сила воли, способность справляться с негативными эмоциями). На этом занятии учащимся можно предложить разыграть различные ситуации и способы их возможного разрешения (например, когда необходимо доделать какую-то важную работу, но человек устал или у него появились более интересные дела, что поможет ему собраться и все-таки завершить начатое?). Как я преодолеваю трудности Дискуссия на тему борьбы с трудностями позволит подростку сравнить опыт одноклассников со своим собственным, что, в свою очередь, расширит диапазон возможных вариантов его поведения в той или иной ситуации. Я учусь планировать Известно, что умение планировать, грамотно распределять свои силы и время позволяет человеку свести к минимуму некоторые стрессовые ситуации. У подростков многие стрессы, связанные со школой, вызваны неумением правильно распределить свое время, вследствие чего они не успевают качественно выполнить домашнее задание, а свободного времени практически не остается. Особенно остро отсутствие умения планировать свое время и распределять силы ощущается в период сдачи экзаменов, когда многие школьники, стараясь подготовиться в последний день и выучить как можно больше, приходят на экзамен уставшими, психологически истощенными. Поэтому во время классной беседы с подростками на тему"Я учусь планировать"необходимо обсудить, как и почему четко составленный план Действий может помочь разрешить проблемную ситуацию, затратив на это оптимальное количество сил и времени. Обсуждение какого-либо конкретного примера, предложенного самими школьниками, позволяет более подробно рассмотреть данную проблему. Что для меня значит общение Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, а наличие уверенности в себе и качество этого общения тесно взаимосвязаны, а также влияют на положение, занимаемое подростком в кругу сверстников. Поэтому одно из классных занятий предлагаем посвятить обсуждению следующих тем:"Что для меня значит общение", "Общение и уверенность в себе", "Общение - необходимый компонент жизни человека". На таких классных часах внимание уделяется ценности общения между людьми, его основным видам. Учитывая, что качество выстраиваемых отношений между подростком и взрослыми или сверстниками зависит, в т. ч., и от характера его общения с ними, умение правильно общаться, правильно доносить до собеседника свои мысли, эмоции, просьбы, правильно слушать другого человека приобретает особую значимость. Развитие у подростков определенных умений и навыков осуществляется через разыгрывание различных ситуаций с их последующим анализом. Так, например, упражнение, направленное на развитие навыков активного, рефлексивного слушания, помогает учащимся осознать, насколько красноречивым может иногда быть наше невербальное общение и поведение. В этом упражнении подросткам предлагаются две ситуации: как посредством невербального поведения (жестов, мимики) можно показать заинтересованность в беседе или, наоборот, опрометчиво оттолкнуть собеседника, демонстрируя свое равнодушие или даже отчуждение. Также могут применяться коммуникативные игры и задания, обучающие умению сотрудничать. Занятие на тему "Как научиться слушать и понимать другого человека" посвящено тем проблемам и конфликтным ситуациям в жизни подростка, которые могут быть вызваны отсутствием взаимопонимания в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общаясь с другим человеком, важно понять его, услышать то, что он говорит, поскольку часто общение рассматривается лишь как способ заявить о своем "Я". На занятии следует также рассмотреть общение как средство психологической помощи другому человеку. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье В числе возможных последствий стресса на организм школьника могут быть различные психосоматические заболевания. От состояния здоровья человека зависит и уровень его стрессоустоичивости. Поэтому хорошо посвятить некоторые занятия теме здорового образа жизни. В ходе классной беседы подростки ищут ответы на следующие вопросы: что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье? как мое здоровье зависит от меня? Помимо факторов, благоприятно или, наоборот, негативно воздействующих на состояние нашего здоровья, необходимо обсудить со школьниками, почему здоровье является необходимым условием и крепкой базой для достижения человеком своих жизненных целей и самореализации. Также желательно поговорить о тех видах деятельности, которые благотворно влияют на организм человека в целом, делая его менее уязвимым при неблагоприятном воздействии стресса. Особое внимание следует обратить на: • регулярные физические занятия, которые не только помогают человеку избавиться от переизбытка адреналина, но и повышают чувство самоконтроля, учат управлять своими мускулами; • положительные эмоции. Кроме активного занятия каким-либо видом спорта, такие эмоции человек получает при занятии танцами, имея интересное хобби, при увлечении подвижными играми или чтением, музыкой, при общении с семьей и друзьями; • питание. Не секрет, что хорошо сбалансированное питание играет важную роль в жизни человека, поскольку способствует сохранению как физического, так и психического здоровья человека. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих не только их гармоничный рост, своевременное созревание систем организма, оптимальные параметры интеллектуального развития, но и устойчивость организма к неблагоприятному воздействию стрессовых факторов. Поэтому выработка серьезного отношения к своему питанию занимает важное место в системе обучения школьников подросткового возраста эффективному преодолению стрессовых ситуаций. Для обсуждения классный руководитель может выбрать следующие темы: "Какие продукты полезны, а какие вредны для моего здоровья", "Пропускать или нет утренний завтрак","Как лучше питаться во время подготовки к экзаменам" и др. У подростков, пропускающих завтрак, отмечается тенденция к ослаблению внимания и снижению работоспособности по сравнению с теми, кто регулярно завтракает. Продукты должны быть распределены в течение дня таким образом, чтобы максимально удовлетворить физические и психические потребности человека. Поэтому на этом классном занятии можно попросить учащихся рассказать о том, что они едят на завтрак, какие продукты больше всего любят, какие витамины знают, в каких продуктах их больше всего. Как я контролирую свои эмоции На классных беседах, посвященных обсуждению того, что делать, когда нервничаешь, как помочь другу в критической ситуации, как контролировать свои эмоции, подростки получают уникальную возможность не только поделиться собственным опытом решения проблем и выхода из стрессовой ситуации, но и получить ценные и нужные советы. В число основных задач дискуссии также входит развитие умения контролировать свои эмоции. Это занятие можно завершить упражнением, в котором школьникам предлагается нарисовать какую-нибудь негативную (в инструкции она называется "плохой") эмоцию, а затем порвать рисунок или выбросить. Многим известен психотерапевтический эффект данной методики. По окончании выполнения задания учащиеся делятся своими эмоциями и впечатлениями. Как правильно реагировать на критику Часто одним из стрессовых факторов для подростка становится конфликтная ситуация или критика, направленная в его адрес. Поэтому классному руководителю следует уделить внимание и этим вопросам. Основными задачами занятия на тему "Как правильно реагировать на критику" являются следующие: • научить подростков отличать справедливую критику от несправедливой; • научить учащихся грамотно реагировать на критику; • развить у школьников умения и навыки конструктивной критики. В ходе ролевой игры "Искусство критики" подростки учатся правильно критиковать действия друг друга, а также грамотно реагировать на критические высказывания. Что такое конфликт В число основных задач занятия на эту тему входит развитие у подростков умения правильно и достойно вести себя в конфликтной ситуации, способности в спорной ситуации искать компромисс, удовлетворяющий интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт. В ходе дискуссии, проходящей в классе, предлагается обсудить следующие вопросы: • Какие существуют правила, обязательные для любого общения? • Что делать, чтобы не допустить возникновение конфликта? • Что нужно сделать, чтобы разрешить уже существующую конфликтную ситуацию? • Какие существующие способы решения конфликтных ситуаций эффективны, а какие нет? В ходе ролевых игр, в которых подростки занимают противоположные стороны конфликта, школьники приобретают навыки грамотного поведения в спорных ситуациях. На занятии происходит моделирование конфликтов с их последующим рассмотрением, а также разбор реальных спорных ситуаций, предложенных самими подростками. В качестве конфликтных могут рассматриваться следующие ситуации: конфликт с учителем, вызванный поведением подростка; учитель поставил |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОАУ "СОШ №23" e-mail:sch-23-novotroizk@yandex.ru Администратор сайта: ЛопаткинаТ.В. Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |